+7 499 579 77 01
 
 
 

Главная / Новости  / 2001  / 2002  / 2003  / 2004  / 2005  / 2006  / 2007  / 2008  / 2009  / 2010  / 2011  / 2012  / 2013  / 2014  / 2015  / 2016  / 2017  / 2018


21.06.2012

Компания «ПРАЙМ ГРУП» приняла участие в заседании «Круглого стола» по обсуждению актуальных вопросов защиты государственной тайны в Российской Федерации.

В заседании приняли участие представители Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ответственные должностные лица органов государственной власти, научных организаций и образовательных учреждений, занимающихся вопросами защиты государственной тайны.
В числе выступлений на «Круглом столе»,  компанией «ПРАЙМ ГРУП» был представлен доклад на тему: «Проблемные вопросы по защите сведений, составляющих государственную тайну, при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и пути их решения».
 

Приводим выдержки из выступления представителя компании «ПРАЙМ ГРУП» на «Круглом столе»:

Выполнение Федеральными органами исполнительной власти, субъектами военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (далее–ВТС), организациями разработчиками и производителями продукции военного назначения (далее–ПВН), возложенных на них функций и задач в области ВТС, осуществляется на основании Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Неотъемлемой частью функций и задач, решаемых, указанными органами и организациями является деятельность, осуществляемая в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по обеспечению защиты сведений о ВТС и ПВН, составляющих государственную тайну.

Большой практический опыт в вопросах защиты госсекретов  при осуществлении ВТС позволяет нам говорить о  достаточном количестве существующих проблем в данной области, которые условно можно отнести к трем основным группам, а именно:

1. Нормативная правовая группа.
Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области ВТС и субъектов ВТС по выполнению целей и осуществлению государственной политики в этой области показывает, что  они не в полной мере устанавливают их персональную ответственность за решение конкретных функций и задач по защите государственных секретов при осуществлении ВТС.
Действующие  нормативные правовые акты Российской Федерации в области ВТС позволяют неоднозначно трактовать  нормы и требования в части защиты государственной тайны,  допускают отдельные противоречия и субъективизм в принятии решений и не обеспечивают единых подходов и механизмов его применения органами и предприятиями промышленности.
В качестве примера можно говорить, о существующем порядке лицензирования субъектов ВТС и предприятий промышленности, а также аттестации их руководителей и сотрудников, который не учитывает особенности защиты сведений о ВТС и ПВН, составляющих государственную тайну и порядок действий этих органов и предприятий промышленности по ЗГТ при осуществлении ВТС.
Другой пример — существующий государственные стандарты, регламентирующие порядок выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), разработки и изготовления вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ),  не определяет такие вопросы как порядок заказа иностранным заказчиком разработки ПВН, выполнения в их интересах НИОКР, представления и согласования технических (тактико-технических) требований (заданий), предъявляемых иностранными заказчиками к ПВН, ее испытаний, определения степени секретности, модернизации, приемки, сопровождения т.ч. обеспечения ЗГТ) и поставки иностранным государствам.
Проблемой в нормативном правовом обеспечении процессов ВТС остается отсутствие необходимых нормативных правовых актов по ЗГТ при осуществлении ВТС на предприятиях промышленности, которые выполняют основную, самую объемную, сложную и трудоемкую работу по подготовке ПВН к поставке иностранным государствам.

2. Научно-исследовательская и учебно-образовательная группа.
Несовершенство нормативно-правовых актов Российской Федерации в области ЗГТ при осуществлении ВТС является производным от недостаточной научной проработки всех элементов ВТС с точки зрения ЗГТ и недостаточности высококвалифицированных специалистов в области ЗГТ, способных оценить, осмыслить, связать воедино всю разноплановую и обширную информацию о ВТС и ПВН, разработать и грамотно изложить особенности решения той или иной задачи по ЗГТ на всех этапах ВТС.
За период новейшей истории в Российской Федерации не было проведено ни одной комплексной научно-исследовательской работы (далее – НИР) по изучению особенностей осуществления ЗГТ при ВТС и международном военном сотрудничестве.
Анализ государственных учебно-образовательных программ, каким либо образом связанных с изучением вопросов защиты государственной тайны показал, что в них не затрагиваются вопросы ЗГТ при осуществлении международного военного и военно-технического сотрудничества, а также практически не рассматриваются вопросы организации ЗГТ при выполнении НИОКР.
Одной из основных проблем в осуществлении ВТС является отсутствие квалификационных требований, предъявляемых к руководителям и сотрудникам субъектов ВТС и предприятий промышленности, учитывающих особенности ВТС в целом, и ЗГТ при осуществлении ВТС (проведении НИОКР) в частности, а также нормативно закрепленного требования об обязательном контроле соответствия этих сотрудников квалификационным требованиям и их периодическом обучении (повышение квалификации, переподготовка).
Федеральные органы исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества организацией процессов научного сопровождения ВТС и обучения руководства, инженерно-технического персонала, сотрудников подразделений по защите государственной тайны субъектов ВТС и предприятий промышленности не занимаются.

3. Информационно-техническая группа.
Своевременное и качественное решение задач в области ВТС Федеральными органами исполнительной власти, субъектами ВТС и предприятиями промышленности невозможно без всестороннего информационного обеспечения соответствующих процессов, основанного на максимальной автоматизации (компьютеризации) этих органов и организаций.
Анализ состояния и наличия информационного обеспечения в области ВТС показывает практически полное его отсутствие. В целом информация о ВТС, ПВН, выполненных НИОКР разрознена и не систематизирована, имеющиеся средства вычислительной техники (далее – СВТ) автоматизацию процессов ее обработки из-за отсутствия специального программного обеспечения не реализуют, используются в основном в качестве электронных пишущих машинок.
Отсутствие в заинтересованных Федеральных органах исполнительной власти и на предприятиях промышленности необходимой информации, а также ограниченные возможности (по времени, полноте, по степени секретности) доступа к информации, хранящейся  в других Федеральных органах исполнительной власти и предприятиях промышленности в большинстве случаев делает невозможным своевременное и качественное выполнение, как отдельных задач, так и контракта (договора) в целом.
Например, анализ существующей практики проведения предприятиями промышленности экспертизы ПВН на наличие (отсутствие) в ней сведений, составляющих государственную тайну, показывает, что для определения степени секретности поставляемой иностранному государству ПВН, разработки и оформления экспертного заключения, экспертная комиссия должна располагать большим объемом  достоверной информацией, в большей части, держателем которой является государственный заказчик и предприятия смежники.
Поиск предприятиями промышленности данной информации (особенно по ВВСТ и ПВН, разработанных в 60-90 годах прошлого века), ее пересылка и повторные уточнения, как правило, занимает от 3 до 12 месяцев и более. В отдельных случаях необходимую информацию, по причине ее уничтожения, найти невозможно вообще. В результате чего, экспертиза ПВН на наличие (отсутствие) в ней сведений, составляющих государственную тайну, затягивается, а зачастую, в целях экономии времени, проводится только на основании косвенной неподтвержденной документально информации, от чего снижается качество и достоверность сведений, изложенных в экспертных заключениях. В свою очередь, подготовленные таким образом экспертные заключения возвращаются соответствующими Федеральными органами исполнительной власти на предприятия промышленности на доработку без согласования, что в итоге также увеличивает сроки исполнения контрактных (договорных) обязательств.
Указанные выше сроки поиска информации в первую очередь зависят от возможностей ее поиска внутри соответствующих Федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время все материалы о ВВСТ, ПВН, выполненных НИОКР (рабочая конструкторская документация, эксплуатационно-техническая документация, тактико-технические (технические) задания, отчетная научно-техническая документация, протоколы, решения межведомственных комиссий, акты промежуточных и государственных испытаний, нормативные документы о принятии образцов на вооружение (на снабжение, в эксплуатацию) и др.) хранятся в заказывающих Федеральных органах исполнительной власти и на предприятиях разработчиках и изготовителях соответствующих ВВСТ и ПВН. Практически все материалы по ВВСТ и ПВН, разработанных еще в СССР находятся на архивном хранении в бумажном виде, при этом, имеются случаи утраты части материалов. Работы по переводу этих материалов в электронный вид и оцифровке ни Федеральными органами исполнительной власти, ни предприятиями промышленности не проводятся.
Кроме указанного выше дополнение к 1 группе проблем), существенной проблемой в информационном обеспечении ВТС является отсутствие в действующих правовых актах Российской Федерации о ВТС законодательной нормы, регулирующей вопросы информационного обеспечения ВТС (доступ к информации, обязанности по предоставлению запрашиваемой информации, ее защите от несанкционированного доступа, изменения и модификации, сроки предоставления информации и ответственности за несвоевременное (неполное, недостоверное) предоставление информации, автоматизация процессов накопления, обработки и предоставления информации).

Подводя итог, представляется целесообразным указанные выше проблемы изложить в более сжатом виде, это:
— несовершенство нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области ЗГТ при осуществлении ВТС;
— отсутствие нормативно определенных механизмов выработки взвешенных, экономически обоснованных и оптимальных решений руководства Федеральных органов исполнительной власти по всем элементам ВТС;
— недостаточность квалифицированных сотрудников и невозможность их подготовки (переподготовки) в учебно-образовательных учреждениях из-за отсутствия государственных учебно-образовательных программ по ЗГТ при осуществлении ВТС;
— отсутствие единых баз данных сведений о ВТС, ВВСТ, ПВН, выполненных и проводимых НИОКР;
— разрозненное хранение материалов;
— отсутствие автоматизации процессов экспертно-аналитической деятельности, подготовки и принятия решений;
— медленное внедрение систем электронного документооборота.

Исходя из того, что ЗГТ при осуществлении ВТС является составной частью обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации (пункт 1 статья 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ), решение вышеуказанных проблем является важной государственной задачей.
В этих целях, а также в целях повышения эффективности, качества и оперативности выполнения и решения Федеральными органами исполнительной власти, субъектами ВТС и предприятиями промышленности своих функций и задач в области ЗГТ при осуществлении ВТС необходимо:
1. Привести нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие ЗГТ в соответствие реальностям и потребностям ВТС с учетом перехода от запретительной к разрешительной системе ЗГТ, от системы ЗГТ, ограничивающей процессы ВТС к их обеспечивающей.
2. Провести разработку новых (доработку имеющихся) ГОСТов (технических регламентов), устанавливающих порядок проведения НИОКР в интересах иностранных заказчиков.
3. Разработать государственные учебно-образовательные программы по вопросам ЗГТ при осуществлении ВТС и выполнении НИОКР, внедрить их в деятельность соответствующих учебно-образовательных учреждений с установлением законодательной нормы о периодической подготовке сотрудников органов и организаций, занимающихся вопросами ЗГТ при осуществлении ВТС и выполнении НИОКР.
4. Разработать и законодательно определить систему информационного обеспечения ВТС.
5. Создать защищенную АС ВТС, обеспечивающей удаленный доступ к информации, автоматизацию экспертно-аналитической работы, подготовку, накопление и выбор решений, предоставление модели комплекса, увязанных по месту и времени, действий органов и организаций и их должностных лиц по решению задач в области ВТС, формирование справочных систем по всем областям ВТС, а также контроль исполнения принятых решений и формирование отчетных документов по всем этапам проведенных работ.
Для чего, необходимо провести:
1.  Комплексную НИР, в ходе которой:
— провести анализ нормативных правовых актов Российской Федерации в области ВТС,  ЗГТ при осуществлении ВТС на их соответствие целям и принципам государственной политики в области ВТС и ЗГТ с выработкой обоснованных предложений по их доработке (переработке) и разработкой их проектов;
— провести анализ ГОСТов и технических регламентов, устанавливающих порядок проведения НИОКР на предмет регламентации вопросов проведения НИОКР в интересах иностранных заказчиков с выработкой особенностей проведения таких НИОКР и предложений по их доработке (переработке) с разработкой их проектов;
— разработать проекты государственных учебно-образовательных программ дополнительного образования, обеспечивающих подготовку (переподготовку, повышение квалификации) граждан по вопросам ЗГТ при осуществлении ВТС и выполнении НИОКР;
— провести анализ степени секретности ВВСТ, жизненный цикл которых составляет более 5 лет на предмет возможности снижения (снятия) установленной степени секретности с выработкой соответствующих предложений;
— определить, произвести сбор, обобщение и систематизация информационных ресурсов по ВТС заказывающих Федеральных органов исполнительной власти и предприятий промышленности на бумажных носителях информации и перевод ее в электронный и оцифрованный виды;
— разработать проект тактико-технического задания на ОКР по созданию АС ВТС.
2. ОКР, в ходе которой:
— разработать и создать защищенную АС ВТС;
— разработать информационный фонд сведений о ВТС, ПВН, выполненных и проводимых НИОКР по разработке ВВСТ и ПВН;
— разработать Положение о АС ВТС;
— ввести в АС ВТС сведения информационного фонда.

 

Начальник управления специальных работ и экспертиз
Департамента специальных проектов и работ
ООО  «ПРАЙМ ГРУП»

Владимир Федоров



Назад